Версия для слабовидящих

В саратовском "Балаганчике"

Ольга Горбунова «Балаганчикъ» не иначе как «театриком» не называют – ласково, тепло, любя.  А меж тем,  и по статусу и по уровню постановок это Театр с большой буквы.

Саратов считается городом театральным, скажем больше - культурной столицей Поволжья, поэтому публика здесь выбирает, куда пойти очередным вечером: в театр драмы им. Слонова, в ТЮЗ им. Киселёва, в театр оперы и балета, в оперетту, в театр русской комедии или даже в театр фокусов. Даже детский театр «Театралика» имеется, где в спектаклях играют совсем малыши. А как же иначе? Ведь  у нас в Саратове легендарный театральный институт обязывает, вдохновляет, провоцирует. Актеры «Балаганчика» в большинстве своем тоже выпускники саратовского «Театрального». Уж сколько бед и препятствий сыпется на крышу этого маленького театрика (бывали времена, когда и крыши-то как таковой не было), а «Балаганчикъ» все живет, пусть и кочевой нестабильной жизнью, а продолжает удивлять своих зрителей и периодически невзначай  завоевывать театральные награды. Столько харизмы, столько энергии и вдохновения в «обитателях» нашего «Балаганчика»!

Театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» отличает отчетливый авторский стиль и превосходный художественный вкус с верной долей эксперимента. В данном случае действует принцип «меньше - значит лучше». Минимум декораций - максимум внимания к деталям и филигранной технике актерского «крупного плана». Ведь зрители сидят так близко, обстановка театра предельно компактна, и малейшая фальшь или наигранность сразу будет заметна и жестоко осуждена. Но актеры «Балаганчика» знают и любят свое дело. Они искренны и так мастерски управляют вниманием зрителей, что те, завороженные,  боятся шелохнуться, дабы не вторгнуться и не нарушить увлекательное действо. 

В прошлом сезоне театр представил постановку под названием «Два рассказа», вдохновленную прозой Василия Шукшина. Саратовский областной фестиваль театрального искусства «Золотой Арлекин» не прошел мимо этого спектакля и слегка задел его крылом своего капризного внимания. Однако труппа театра вдохновенно и вопреки всем трудностям, летит в погоне не за наградами от театральных комиссий, а за свободным творчеством и вниманием современного саратовского зрителя.

Юрий Лапшин – тот самый главный герой, который «играет» два рассказа Василия Шукшина. «Интерес к Шукшину у меня возник давно,  - рассказывает Юрий, -  еще в студенческие годы. Наш педагог Галина Васильевна Сидельникова, взглянув на мою рожу, сказала, чтобы мне нужно посмотреть Шукшина. Я посмотрел и понял, что это действительно «мое». Я ведь тоже из деревни - и Шукшин пришел в искусство  «от сохи».  Я не раз выступал с чтением его рассказов, а «Кляуза» была моей дипломной работой по сценической речи.  Но одно дело чтецкий материал, а другое – если требуется «смотрибельность». Когда ты проникаешь в образ, он уже сам начинает тебе диктовать, что делать». 

По словам режиссера-постановщика спектакля Елены Смирновой, Шукшин не входил в ряд литераторов, которые были ей интересны. Интерес возник с приходом в театр Юрия Лапшина, который и принес с собой эту идею: «Юра прочел нам те самые два рассказа Василия Шукшина - прочел как чтец. И мне очень захотелось поставить их «на ноги», сделать из них спектакль. Мне всегда было интересно превращать литературное произведение в драматургическое, а не брать пьесу, где все уже расписано по ремаркам». 

Спектакль «Два рассказа» уже занял прочное место в репертуаре «Балаганчика» и еще не раз увлечет зрителей в мир шукшинских героев – простых, милых, порой нескладных, с мучительной тоской спрашивающих Мир о его несправедливости.

Но это лишь один спектакль, а в «Балаганчике» есть еще много разных постановок – это и «Гой ты Русь моя» по Есенину, и неожиданный «Пьяный ангел» с авторской музыкой в исполнении художественного руководителя театра, композитора Игоря Гладырева, и  «Маски Коломбины» с примадонной Еленой Смирновой в главной роли. В этом маленьком театрике на каждом спектакле происходит откровение, потому что эти артисты копают очень глубоко, прикасаются к самым тонким и потаенным струнам человеческих душ. Они не навязывают, но убеждают, не удерживают, но притягивают своим удивительным искусством. Дай Бог нашему «Балаганчику» сил, удачи и неисчерпаемого вдохновения!

http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=46712