Версия для слабовидящих

Еще раз о мужчине и женщине...

Тема ведь вечная, пока существует на земле человек. 19 и 20 февраля в театре «Балаганчик» состоялась премьера нового спектакля по пьесе Виктора Сосноры «Хутор» из книги стихов «Пьяный ангел». Новый спектакль так и назвали, просто и незатейливо – «Пьяный ангел».

Премьера прошла при полном аншлаге. В небольшой студии театра «Балаганчик» актерам даже пришлось немного потесниться со сцены, чтобы вместить всех желающих посмотреть новый спектакль.

Автор идеи постановки Игорь Гладырев с ходу признался, что не так уж просто переложить стихи для драматического исполнения. Виктор Соснора – поэт-авангардист, автор более тридцати книг, лауреат премии «Северная Пальмира» и премии имени Андрея Белого. Его верлибры и белые стихи не так уж привычны слуху обывателя:

«Меня надо читать, как я пишу – книгами.

Я не пишу отдельных поэм, новелл, комедий

Я ничего не пишу или – книгу».

И тем не менее, идея спектакля все же не покидала Игоря Гладырева.

Всегда интересно, как создается спектакль, с начала, с самых азов. Рождалась новая постановка театра «Балаганчик» долго. Очень долго. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда к увлечению Игоря Гладырева авангардной поэзией Сосноры присоединились два актера театра – Владимир Смирнов и Наталья Суматохина. Затем Елена Смирнова взяла на себя долг и ответственность режиссера. По словам самой Елены, поэзия Виктора Сосноры совсем не близка ей, но оставлять друзей без поддержки она не стала. Совсем другая реакция была у хореографа Алексея Красотина. «Я увидел движения будущего танца, как только услышал музыку, которая должна была быть в спектакле. Так она меня вдохновила, что я даже пьесу не прочитал, сразу согласился ставить хореографию», – говорит он.

С подбором актерского состава у создателей тоже были проблемы. Главных героев – Ангела и Девушку – играют две разные пары актеров. Первая пара – Владимир Смирнов и Дарья Земскова, а вот для Натальи Суматохиной партнера искали довольно долго. И в итоге решили рискнуть, взяли в постановку Владимира Федотова. К репетициям в театре он присоединился всего лишь за месяц до премьеры. Риск заключался не только в том, что в труппе появился новый человек так незадолго до премьеры, но и в том, что Владимир не актер по образованию. И, тем не менее, его Ангел получился очень реальным, фактурным и необыкновенно живым.

Родившаяся постановка вышла необычной и очень пластичной. Сказка, практически притча о любви мужчины и женщины, о предательстве, искуплении и прощении. В ней много песен, музыки, пластики, света и мультипликации. Актеры сами признаются: материал пьесы таков, что от актерского прочтения зависит практически все. Из-за этого и премьерных показов сделали два, и спектакль смотрится и воспринимается зрителем по-разному.

Создатели «Пьяного ангела» признаются, что спектакль еще требует осмысления и, возможно, будет как-то доработан. Слишком уж много смыслов и подтекстов заключено в авангардистских верлибрах Виктора Сосноры. Может быть, все и не удалось донести до зрителя за тот короткий срок, который длится спектакль, – всего 45 минут. И, может быть, в следующий раз мы увидим совсем другой спектакль с теми же актерами и теми же словами. Кому-то он понравится, кому-то – нет.

Но открыть томик стихов Виктора Сосноры определенно захочется.

 Татьяна Райс // "Богатей" №7 от 03.03.2011.