Версия для слабовидящих

"Бедлам во всей вселенной..."

Саратовский театр «Балаганчикъ» представил премьеру - ­спектакль «Пьяный ангел» по пьесе в стихах Виктора Сосноры «Xутор»

Только воображение такого поэта как Виктор Соснора, одного из корифеев русского поэтическо­го постмодернизма, может породить образ пьяного ангела, который только что побывал в аду на пиру у Сатаны и, вернувшись, лег спать на дне колод­ца. Мокрого и не протрезвевшего до конца его и обнаружила девчонка с хутора. И ... влюбилась.

На этом, пожалуй, заканчивается сюжетная канва. Кроме трагического финала, всё остальное и в пьесе, и в спектакле - сплошная метафора, не внятные образы, философские ди­леммы и прописные истины .

Демон и Тамара, Орфей и Эвридика, Гамлет и Офелия - от­голоски этих и других трагедий воз­никают, когда слышишь монологи Пьяного Ангела, мучашегося вопро­сом «быть или не быть?». Видимо, разочаровавшись в собственном предназначении, «меняю лиру на ги­тару», изрекает он.

Возможно и другое толкование событий. Этот крылатый брат -  ­ангел-хранитель милой хуторской простушки, и ему известна ее судьба. Не умея исправить предначертанное, он предпочитает погибнуть.

Есть еще мотив сна девушки.  Когда-то, рассказывает автор, в местной церкви был серебряный ан­гел - фигура прекрасного юноши с крыльями и лирой в руках. Фигурку украли, но ангельская красота при­ходила во сне.

Читатель спросит, почему мы воспроизводим эти версии? Дело в том, что создатели спектакля - ре­жиссер Елена Смирнова, хорео­граф Алексей Красотин, художник Михаил Юдин - признались зрите­лям, что сами не до конца понимают, о чем же их творение. Это тот самый счастливый случай, когда нас при­глашают в соавторы. Премьера про­шла на аншлагах, публика, вдохнов­ленная недосказанностью сюжета - главным двигателем творческого процесса, спорила, толковала уви­денное, расшифровывала символы. В театре ликовали - успех!

Интриги добавил удивительный факт. Спектакль играют два состава. «Балаганчикъ» получил, по сути, сра­зу два спектакля – настолько разное зрелище предстает перед зрителями.

Ангел Владимира Смирнова - бун­тарь, яростный. мечущийся, практи­чески обернувшийся бесом: настоль­ко он разочарован в практике небес­ной канцелярии. Гибель его предре­шена. У Владимира Федотова ангел немного князь Мышкин, большой ребенок, не понимающий, в чем же причина охватившего Небо и Землю зла. Но может ли понять его страда­ния хуторская простушка, к тому же не верящая в его существование?

Тот же контраст у исполнительниц роли Девушки. Партнерша Смирнова Наталья Суматохина так до конца и не верит, что откровения пьяного юноши принадлежат ангелу. И только рассмотрев крылья, она понимает,  что за персонаж был перед нею. А играющая в паре с Федотовым Дарья 3емскова практически с пер­вой встречи внемлет словам незна­комца как откровениям посланца не­бес. Она нежна и особенно трепетна.

Есть еще две роли, которые свя­зывают оба варианта постановки. Сама Елена Смирнова играет стран­ную роль, названную в программке Альтер-эго Девушки. Ее нет в произ­ведении Сосноры. Появление этого образа оправданно, так как подчер­кивает неоднозначность человече­ской натуры - черное и белое в каж­дом из нас.

Но самый замечательный образ спектакля – это Автор в исполнении Игоря Гладырева, который предстает здесь во множестве ипостасей. Он драматург, композитор, он, в конце концов, Бог для этого мира, созданного пером поэта: он  творит судьбы героев. Гладырев выступает в  спектакле с долгожданными новыми песнями  на стихи Виктора Сосноры.

Особо отметим пластическое решение спектакля. Появление в коллективе театра хореографа Алексея Красотина заметно обогатило арсенал выразительных  средств «Балаганчика».

Владимир Акишин // Саратовская областная газета, 1 марта 2011 года.