Версия для слабовидящих

Артистов набирают прямо из зрителей

Владимир АКИШИН о премьере спектакля "Рождественский романс" // Саратовская Областная газета, 30 января 2014 г.

Свободная сцена в театре «Балаганчик» позволяет всем желающим проявить свои таланты

 

Рвемся на подмостки

Согласитесь, редко, придя на спектакль в профессиональный театр, зритель может претендовать на роль

в постановке. В Саратовском муниципальном театре драмы, музыки и поэзии «Балаганчик» зрителей настойчиво приглашают на сцену – спеть под гитару, продекламировать стихи или отрывок из прозы. И желающие находятся! Принцип «открытой сцены» по замыслу художественного руководителя Игоря Гладырева позволяет всем собравшимся раскрепоститься и ощутить себя участниками одного большого театрального перформанса. В маленьком подвальчике на улице Кутякова, 41/59 (вход с улицы Челюскинцев) сделать это несложно: нет кулис, нет рампы, нет занавеса. Все, что происходит на площадке, условно называемой сценическим пространством, почти импровизация. Впрочем, это впечатление зрителя. На самом деле таков тонкий и умный режиссерский ход. Он срабатывает – ты ощущаешь себя в гостях у друзей. Не оттого ли здесь яблоку негде упасть?

Давно стихи читали, братцы?

Новый спектакль в театре окрестили «Рождественский романс» и составили из стихов Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, французского поэта Ива Бонфуа. Из названия ясно, что тема наша любимая – Рождество, когда «все немного волхвы». По большому счету, театр ввергает в поэтиче-

скую стихию обывателя, к удивлению, хорошо ориентирующегося в круговерти библейских и евангельских образов. Как известно, Иосиф Бродский еще в молодости дал зарок каждый год писать стихотворение, посвященное Рождеству. Они и составили канву этой работы. Иосиф Бродский сегодня – поэт номер один для молодого поколения романтиков. Его стихи читают, сочиняют на них песни. ИгорьГладырев тоже. Он известный, очень тонкий композитор. Его авторские песни, в данном случае в форме романса, стали украшением спектакля.

Другое дело, как они спеты и так ли хороши голоса у актеров? Но, помните, мы говорили про некие условности, пронизывающие все творчество этого театра. Так вот, зрители не предъявляют большого счета

к вокалу исполнителей. Они просто подпевают, если знают слова.

Создадим традицию вместе

Как мы справляем Рождество дома?

Мало кто помнит старинные, еще дореволюционные традиции. И вот представьте, сцена из спектакля:

винтажная обстановка – гнутая мебель и вязаная скатерть на столе; свеча горит; дефилируют дамы

в нарядах, как будто из «Доктора Живаго»; елка, украшенная деревянными игрушками. Грустно.

Чтобы поднять настроение, актеры читают стихи и чистят мандарины, хрустят миндалем. Зал сразу

наполняется ароматом цитрусовых, волшебства. В хрустальных рюмках у актеров искрится рубином сладкая вишневая настойка – на глоток. И ты понимаешь, что праздник дает повод остановиться, отдохнуть от суеты и подумать о скоротечности жизни и опасности не успеть сделать чего-то самого важного. Может быть, поэтому надо быть ближе друг к другу, прощать обиды и долги. Вот и весь сценарий Святой ночи. Актерам несложно перевоплощаться в безымянных героев спектакля. Эти обобщенные Он и Она, Мужчина в пальто и Женщинав шали, по сути, они сами и есть. То,что в данный момент исполнители говорят стихами, лишь поднимает их временно на театральный подиум, а сойдя с него, они станут такими, как мы. А ведь темы их

диалогов непростые: Дева Мария и Младенец как стяжка Вселенной. Мы говорим о них как о реальных наших соседях или друзьях, хотя по их мановению живем. Как-то все очень увязано в Рождестве – земное и небесное. Все просто и все сложно. Как раз для театра задача. Елена Смирнова, Игорь Гладырев,  Михаил Музалевский, Елизавета Симагина, Дарья Земскова – вот и вся компания встречающих Рождество в «Балаганчике» вместе со зрителями и великими поэтами. Добавим, поскольку театр «Балаганчик» сохраняет черты студии, то в его спектаклях почти всегда присутствует желание уйти из привычных координат: здесь экспериментируют со звуком, вписывают в канву повествования мультимедийные эффекты. Так и рождается актуальное искусство. Ближайшие показы спектакля «Рождественский романс 21 и 28 февраля в 19.00.

Владимир АКИШИН // Саратовская Областная газета, 30 января 2014

http://sarnovosti.ru/gazeta/66778-12--30-