Версия для слабовидящих

Миры смыкаются, или Отдача долгов любви

Статья Светланы Микулиной о моноспектакле "Соло для струны без оркестра. Исповедь актрисы" // ИА "Saratovnews", 27.03.2015

Слёзы и улыбки. Отчаяние и ликование. Любовь-исповедь, любовь-тайна, любовь-треугольник. ОН, ОНА и ТЕАТР. Театр, к которому ОН ревнует и без которого ЕЁ нет. Театр, который ОН вдохновляет и одаривает своим творчеством, ненавидя его за то, что ТЕАТР отобрал у него любимую женщину. Театр – как живое существо, как вечный любовник. Как проклятие и счастье.

Народная артистка России, профессор Римма Белякова на сцене театра "Балаганчикъ" предстала в роли жены и последней, закатной любви Чехова – гениальной актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. В роли женщины, полюбившей не только мужчину – гения. 
Очень мало актёров позволяют себе дерзость моноспектакля. Чтобы держать зал "в одного", надо уметь им повелевать, балансировать между смехом и слезами, гипнотизировать и… пробуждать от гипнотического сна одновременно.

Очень мало актёров позволяют себе играть гения – его ведь надо играть только гениально!
Немногие драматурги способны создать пьесу, в которую вплетены реальные письма, и при всём при этом – пьесу-фантазию, пьесу-версию, пьесу-предположение и гимн любви. 
Красивая женщина, знаток Чехова и зав. литературной частью симферопольского театра Людмила Касьяненко и актёр, режиссёр и ученик Риммы Ивановны Юрий Шрадер создали именно такое произведение. "Пьеса-исповедь без антракта с воспоминаниями и фантазиями", – так они обозначили жанр собственного произведения. Ну а сама пьеса называется точно и образно – "Соло для струны без оркестра". Душа женщины и актрисы (актрисы – значит, женщины вдвойне!) резонирует с Любовью и её потерей, с Одиночеством, с небесными светилами, со Вселенной. "Соло для струны без оркестра" есть игра без игры, исповедь наедине со всеми. А Римма Ивановна Белякова и оказалась той чистой серебряной струной, которая безоглядно погрузилась в жизнь и страсти собственной героини. Легендарной актрисы, которую она сама – в бытность студенчества в школе студии МХАТ – видела. Которую слушала. 

…Маленькая женщина, вдова великого драматурга, которой в ту пору было уже 90, встретилась – по давней традиции – с первокурсниками знаменитой театральной школы. И было устроено чаепитие, и та, которую любил Чехов, делилась с юными будущими актёрами своими мыслями о театре, воспоминаниями о великих сценических партнёрах.

…Времена символично смыкаются.

В период юности Беляковой Книппер-Чехова олицетворяла собой уходящую плеяду выдающихся людей. Ныне такие, как Римма Ивановна, выпускница той самой, сверкающей алмазными корифеями школы-студии МХАТ – тоже легенда. Аристократическая внешность. Тонкий аромат духов. Высокие каблуки. Триумф женственности! Речь и пластика, заставляющие с неослабевающим интересом следить за актрисой. Роли, украсившие сцену родной академдрамы, множество интереснейших учеников и, наконец, собственная история любви – красивая и трудная. Они были редкой красоты парой – Римма и Георгий, Белякова и Банников. Муж в своё время благословил её работать над этим спектаклем – и Римма Ивановна нашла в пьесе созвучия с собственной судьбой. Ей тоже приходилось буквально разрываться – душой и телом – между театром и тяжко больным супругом. Она знает, что такое отдавать силы сцене и делить страсть пополам – между мужем и театром. Любовный треугольник – ОНА, ОН и ТЕАТР – это и её собственная драма… 

Миры смыкаются  – драматургические и реальные.

"Соло…" Римма Ивановна Белякова играла не только в Саратове, но и в Москве, Ялте. В ялтинском доме-музее перевоплощаться в Ольгу Книппер оказалось особенно ответственно – со стены на неё смотрел портрет драматурга и мужа её героини, а пальто, которого она касалась, не было театральным реквизитом, а являлось подлинным, чеховским. И это был тот самый случай, когда аура пространства усиливает магию игры, а магия игры умножает сакральность пространства… 

Миры смыкаются – чувственные и любовные – сквозь времена и бури веков. 

Входя в театр, мы, зрители, увы, не всегда отдаём отчёт, что нас подчас осчастливливают своей игрой не просто люди-личности, определяющие и поднимающие уровень нашей культуры. Мы, в подавляющем большинстве, редко прислушиваемся к гениальному Окуджаве, призвавшему "Давайте говорить друг другу комплименты!"…Мы часто скупы на хорошие слова и ободряющие улыбки, стыдимся торжественности признаний, а вот быть критичными и категоричными в своей критике к кому угодно и когда угодно почему-то мало когда стесняемся. И – потому – вдвойне, втройне виват! – режиссёру "Соло…" Олегу Загумённову и художественному руководителю и ведущей актрисе театра "Балаганчикъ" Елене Смирновой, справедливо не поскупившимся на высокие и восхищённые слова. 

Миры смыкаются  – театральных Мастеров и Учеников, самих уже ставших Мастерами.

Предвосхищая спектакль и представляя его Актрису, светящаяся, вдохновлённая и – очевидно – безоговорочно счастливая вышла Елена Смирнова. "Хотите увидеть счастливого человека? – сказала Елена – Посмотрите сейчас на меня. Сбылась давняя мечта – моя и всего нашего театра – пригласить к нам Римму Ивановну Белякову, замечательную актрису и педагога. Моего педагога".

Волнение Смирновой вполне понятно. Зная её трепетное отношение и к ТЕАТРУ, и к своему Учителю, понимаешь: этот спектакль, устроенный на сцене театра, который организовала и придумала в своё время со своими друзьями и коллегами сама Елена – как отдача долгов. Духовных. Нравственных. Театральных. Этот спектакль как повод сказать "люблю" и "благодарю". От учеников – Учителю. От удивительной актрисы, нашей с Вами замечательной современницы, блистательной Риммы – великой актрисе – ОЛЬГЕ и её легендарному спутнику, великому Чехову и их времени, когда Чайка высокого искусства парила на сцене и в душах. 
Спектакль-поклон и спектакль-восхищение. Спектакль-горечь и спектакль-фантазия. После показа "Соло…" из театра "Балаганчикъ" вышло много счастливых людей. Счастливых – от встречи с подлинным. От встречи с живой душой и искусством. Во времена агрессии и лозунгов, противостояния и пресловутого клипового мышления, информационных, холодных и горячих войн – подобное становится всё большей и большей редкостью. И тем оно драгоценнее.

С днём театра, друзья! Актёры, режиссёры, гримёры, декораторы,  бутафоры, заведующие литературной частью, все-все театральные служители и, конечно, и зрители. День Театра это день, когда мир становится прекраснее. Ведь театр рождается из гуманизма и любви, а все его драмы, трагедии и трагикомедии – за кулисами и на сцене – всего лишь неизбежный поединок Солнца и Тьмы.

Светлана Микулина ИА «Saratovnews» http://www.saratovnews.ru/columnists/post/miry-smykautsya-ili-otdacha-dolgov-lubvi/