Версия для слабовидящих

«Балаганчикъ» вспомнил молодость

Статья Ирины Крайновой //«САРЫТАУН. АРТ», 29.10.2015. Фото Алексея Борисова.

Увидела спектакль словно первой поры этого  нашего камерного театра, с самого начала ориентированного на музыку, пластику, слово.
«Контрапунктом» (так называется их новый спектакль)  проходит здесь музыка, чудесная, узнаваемая и всегда новая музыка Игоря Гладырева. Ее ждешь с первой минуты, но действие долго идет «в сухую» (чуть дольше, чем нужно). «На лицо ужасная» Маска старательно играет со зрителями в кидалки, затем участники действия забавно делят единственный стул, и  звучат белые  стихи саратовского андеграунда застойных лет, а Игорь все настраивает музыкальную установку.
Но вот они запели (а многие стихи поэтов  объединения «Контрапункт» положены на музыку), и музыка, пластика и ритмика иронических строчек сплели в маленьком зале свой причудливый венок. А они хорошо играли словами, эти непризнанные саратовские гении, и глубина смыслов ненавязчиво всплывала за  неожиданностью строчек. В  том волшебном краю, где «кончается юность – начинается совесть», и  беспомощно «зависает  завистник», «и истории ветер сквозит».
После спектакля, очарованная  этой поэзией, нашла в журнале «Волга» стихи Евгения Малякина, перекликающиеся одновременно с Мандельштамом и Бродским.
Как пишет поэт,
« Мы уже не сойдёмся,
истории ветер сквозит,
взгляды статуй с порталов как листья сухие уносит,
на Дворцовой трава проникает в сращения плит,
и волна за волной у Невы основание косит.
И привычно, как пушка в двенадцать,
вопрос наболевший палит,
если медленно бродишь
в сырой петербургской нирване:
и зачем этот сфинкс пост оставил в тени пирамид?

И зачем этот лев африканскую бросил саванну?»


Действительно, зачем? Или хлесткие стихи Андрея Ханьжова, одного из самых ярких звезд нашего андеграунда : «Кому – горе, кому – забава,//кому – зайцем, кому – легавой,//кому – травля, кому – игра,//кому – шухер, кому – ура». Или великолепные строчки безвременно  ушедшей Лены Тарасовой: «Поспорил царь с шутом забавы ради,//Что истина есть  ложь в смешном наряде…»
Ну вот, хотела написать о спектакле «Контрапунктом», а написала о самом «Контрапукте». Точнее – о Жене , его стихах. Но как можно пересказать поэзию,  положенную на музыку и не положенную? Как сказал  Игорь Альбертович в одном интервью,
« в «Балаганчике» все составляющие («разные» искусства) присутствуют на абсолютно равных правах, без ущемления. В то же время результаты каждого из искусств имеют самоценное значение: существуют и как неотъемлемая часть спектакля, а также могут существовать и сами по себе. Например, музыка, написанная к спектаклю, – это самостоятельное музыкальное произведение, то есть её можно исполнять…отдельно играть в любом концерте».
Спектакль основан на произведениях Евгения Малякина, Светланы Покровской, Сергея Рыженкова, Игоря Преображенского. Режиссеры – Игорь Абрамович и  Игорь Гладырев. Пятерка актеров (Игорь Абрамович, Игорь Гладырев, Владимир Федотов, Дарья Земскова, Елизавета Симагина) существует на  пространстве текста равноценно  свободно. Разве  что у  Игоря Абрамовича и Елизаветы Симагиной Слово звучит более убедительно. Спасибо за хороший вечер.


Ирина Крайнова «САРЫТАУН. АРТ», 29.10.2015. http://irin-krainov1.livejournal.com/120248.html