Версия для слабовидящих

В ожидании чуда

"САРЫТАУН.АРТ", 29.12.2016 г. Фото автора.

"Рождественский романс" на стихи Бродского перепоставили в "Балаганчике" – театре драмы, музыки и поэзии - Михаил Музалевский и Игорь Гладырев. Из него ушел Пастернак («Мело, мело на всей земле…»), но появилась выразительная пластика известного хореографа Светланы Титовой. Как будто поиграв в снежки, как будто изящно потанцевав с партнерами (вместо пары – гнутый венский стул), артисты наряжают елку не игрушками – снимками из детства, как будто возвращая самим себе чудо, которое каждый год приходило в метельную ночь, когда ты был еще совсем маленьким, и куда-то исчезло, когда ты окончательно вырос. Люлька, где как будто лежит младенец, под легким прозрачным пологом, примет сразу трех актрис – все они как будто примеряют на себя роль той, единственной Матери.

В "Рождественском романсе" Бродского, который многие любят читать со сцены, это как будто повторяется непрестанно («как будто жизнь начнется снова,/как будто будет свет и слава,/удачный день и вдоволь хлеба»). Но Новый год у него – «плывет в тоске необъяснимой певец печальный по столице». И так, рефреном, из строфы в строфу. Так что всё и у Бродского, и в спектакле как будто. Правда, неоспоримо ярка мажорность мандарин, глубок вишневый оттенок вина в бокале. Но именно на их фоне звучит одно из самых не торжественных рождественских стихотворений.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,/шапки, галстуки, сбитые набок./Запах водки, хвои и трески,/мандаринов, корицы и яблок./Хаос лиц, и не видно тропы/в Вифлеем из-за снежной крупы. Бродский писал о Рождестве много, оставив уникальный цикл – истинный венок поэзии! – 23 рождественских стихотворения. Между ними десятки лет. Положив себе за правило писать на каждое Рождество, поэт сам же нарушал его. Только семь родилось в его «советской» жизни, остальные, после большого перерыва, в «постсоветской». Последнее рождественское – «Бегство в Египет». Здесь уже готовность примириться с жизнью, как бы тяжка она ни была: «В пещере им было тепло втроём;//пахло соломою и тряпьём.//Соломенною была постель.//Снаружи молола песок метель.//И, припоминая его помол,//спросонья ворочались мул и вол».

Актеры в «Балаганчике» воистину синтетические (кроме постановщиков – участники спектакля Лиза Симагина, Дарья Земскова, Наталья Карпова): профессионально двигаются, внятно читают труднопроизносимые строки, хорошо поют (в спектакль только-только ввелась выпускница театрального института, но это не чувствуется). Или – произносят рифмованные строчки так, будто поют. Это уже "вина" постановщика. Превосходный композитор, Игорь Гладырев говорил перед началом спектакля, что здесь все стихи просятся в музыку. Ему очень хочется вмешаться, и, возможно, в будущем спектакль весь будет музыкальным. И пусть, если это музыка Гладырева (лишь бы не под фонограмму, что так несвойственно «Балаганчику»).

 «Почему вдруг наполняется светом//Сочетанье каких-то слов,//Если одно из них – только ночь,//Другое – только мечта?» – звучит первая песня на слова француза Ива Бонфуа. И неожиданный Лермонтов с его малоизвестным: «Под перезвон колоколов забьется колоколом сердце». Однако все рождественские песнопения-стихотворения перекрывает скорый гладыревский речитатив на стихи Бродского: «Теплится звезда,//как уголь под остывшею купелью.//И гости, не коснувшись головы,//Нимб заменяют ореолом лжи,//а непорочное зачатье – сплетней». Еще и орел имперский «глядит нетопырем». Так и другое, фирменное «от Иосифа», на ум придет. «Если ж выпало в империи родиться»….

Дети всегда ждут и, в конце концов, дожидаются чуда. Потому так волшебно пленителен праздник «Звезда Рождества» для маленьких в «Балаганчике». Но взрослые такие серьезные и умные! Они уже слишком много знают. Их Рождество – только ожидание чуда, где вместе с надеждой живет сомнение. И в этом спектакле, созданном двумя талантливыми людьми – Михаилом Музалевским и Игорем Гладыревым, все слегка подморожено. Как будто.

Звезда глядела через порог.

Единственным среди них, кто мог

знать, что взгляд её означал,

был младенец; но он молчал.

 

Ирина Крайнова «САРЫТАУН.АРТ», 29.12.2016 г. http://irin-krainov1.livejournal.com/208667.html