Версия для слабовидящих

Смерть в Ялте

Статья Екатерины Вельт, ИА "SAROBLNEWS", 24.05.2016 г.

У театра музыки и поэзии "Балаганчикъ" поистине особое отношение к творчеству Иосифа Бродского. Произведения поэта традиционно ложатся в основу премьер, последняя из которых, "Однажды в Ялте", стала оригинальной авторской интерпретацией Михаила Музалевского, который превратил поэму Бродского "Посвящается Ялте" в интригующий моноспектакль. Детективный сюжет постановки и бесконечные перевоплощения актера, предстающего то в образе милиционера, то в образе легкомысленной актрисы, держат зрителя в напряжении до самой кульминации представленной актером истории, когда становится очевидным, кто из подозреваемых действительно виновен в убийстве молодого мужчины.

Спектакль построен на диалогах, которые герои - подозреваемые и следователь - по сути, ведут сами с собой. Сцена снабжена ширмой - той рабочей декорацией, из-за которой после переодевания поочередно появляются все новые и новые персонажи. В паузах, вызванных вынужденным отсутствием актера, зрители наслаждаются звучанием классической музыки и созерцанием видеоряда из архивных исторических фотографий и документальных кадров.

Рассказывая о работе над спектаклем, Михаил Музалевский признался, что впервые познакомился с "ялтинским" произведением Иосифа Бродского, как и с поэзией автора в целом, в далеком 1989-м году. На литературных чтениях в музее К. А. Федина Музалевский при помощи студентов театрального факультета представил некую зарисовку по мотивам поразившей его поэмы, после чего на протяжении долгих лет не возвращался к своему этюду. Через какое-то время материал едва не стал основой дипломника, однако в результате так и остался лишь учебным пособием. Педагоги посчитали, что постановка потребует слишком больших затрат - определенной стилистики, костюмов и оформления - и благополучно отказались от предложенной им идеи. "Идея сыграть это как моноспектакль родилась у меня лет десять назад. Я обговаривал ее с художественным руководителем театра "Версия" Виктором Сергиенко. Он принял идею, но все это осталось на уровне разговоров, потому что требовало времени", - поделился Михаил Музалевский. Всерьез к своему давнему замыслу актер вернулся в связи с приближающимся юбилеем и предстоящим творческим вечером. Однако, несмотря на относительную дешевизну постановки столкнулся с осознанием того, что сделать спектакль одному, без посторонней помощи, ему будет практически нереально. К счастью, к работе над постановкой удалось привлечь художественного руководителя "Балаганчика" Елену Гладыреву. Даже несмотря на то, что практически все время, пока на сцене разворачивается действие детективной истории, Гладырева фактически остается "за кадром", ее вклад в создание театрального произведения неоценим. "Вместе мы смогли собрать этот спектакль. Он у меня в голове, по-режиссерски, вызревал достаточно долго", - объяснил Музалевский.

Некий элемент карнавальности, который можно разглядеть в постановке, на самом деле, не что иное, как стремление артиста и режиссера как можно глубже и искреннее преподнести публике историю, добившись тем самым максимальной концентрации аудитории на сюжете. Но здесь присутствует и другой момент - проникаясь происходящим на сцене, зритель вместе с актером плавно перетекает из одного образа в другой. "Зритель привык сравнивать игру артистов. Мне этого не хотелось. Мне хотелось, чтобы все внимание было заострено на процессе раскрутки детективной истории. Мне показалось, что я, как рассказчик, могу провести свое частное расследование и, примерив на себя "шкуры" своих героев, попытаться прочувствовать эту историю изнутри. Мне показалось, что так будет интереснее и для меня, и для зрителей", - рассказал Михаил Музалевский.

Екатерина Вельт ИА "Saroblntws", 24.05.2016 г. http://saroblnews.ru/afisha-saratova/i58683-1