Версия для слабовидящих

"Таежный тупик". Статья Ирины Крайновой о показе спектакля "Охота жить" по рассказам В. М. Шукшина

«САРЫТАУН.АРТ», 22.12.2016 г.

Многие еще помнят сенсационные в свое время статьи Василия Пескова о семье старообрядцев, прожившей много лет в глухом, малодоступном уголке тайги и уже в наши дни открытой геологами.

«Открытие» мало хорошего принесло семейству Лыковых. Один за другим все поумирали от вирусов, с которыми их организмы знакомы не были. В живых осталась одна старикова дочь. А сколько б они прожили, не будь этой роковой встречи?..

Герой рассказа Василия Шукшина не Лыков и даже не кержак (старообрядец). Старый охотник и курит, и выпивает, дети и внуки его уже городские жители. Но он вырос на этой земле, как никто, знает ее. «... в сумерки сидел перед камельком старик Никитич, посасывал трубочку. В избушке было жарко. А на улице – морозно. На душе у Никитича легко. С малых лет таскался он по тайге – промышлял. Белковал, а случалось, медведя-шатуна укладывал…»

И в эту природную идиллию, где старик – «безраздельный хозяин… большого белого царства», ворвался лихой человек, чуть не «беглый каторжник». Почти. Как ни пригож незваный гость («парень все больше и больше нравился ему… молодой, сильный, красивый»), цель у него одна – во что бы то ни стало уйти от погони. Воля, о которой он говорит, как о своей бабе – зло, куражно. Тут для беглого зэка все средства хороши, как для Раскольникова. Он тоже считает себя сверхчеловеком, свысока бросает охотнику: «Ты – зверь, тебе здесь хорошо».

Такой вот сюжет с ожидаемой развязкой выбрал для инсценировки режиссер и актер муниципальных театров «Версия» и «Балаганчикъ» Юрий Лапшин. Он автор идеи, сценарист и постановщик. В «Балаганчике» такие экспериментальные проекты приветствуются. Шукшинская проза, лишенная всяких литературных украшательств и стилевых изысков, поднимающая нравственные вопросы, привлекает этого сильного режиссера и актера. Здесь уже идет спектакль по двум рассказам Василия Макаровича. Создав автобиографичный образ писателя, Лапшин получил премию областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин». Теперь решил инсценировать еще два рассказа любимого писателя. Пока в форме эскиза мы увидели один. «Охота жить» вызвала в советское время немало нареканий критиков. Из-за его финала автора даже обвинили в антигуманной позиции. Мы тоже услышали на обсуждении, что и шукшинская проблематика устарела, и что школьники могут все неправильно понять: зло здесь побеждает добро. Во-первых, спектакль, который мы смотрели, рекомендован зрителям старше 16 лет. Во-вторых, жесткая концовка ни на дюйм не приближает беглеца к желанной воле. Там есть еще такое понятие, как доля, каждый сам ее выбирает. Хорошо говорит об этом Никитич (его подробно, основательно, несуетливо играет актер «Версии» Владимир Кабанов): «Она, брат, как налим, склизкая: вроде ухватил ее, вроде – вот она, в руках, а не тут-то было». Наша жизнь за эти 60 лет (рассказ написан в 1966 году) стала еще более жестокой: привыкаем к тому, к чему и привыкать-то нельзя: к каждодневным убийствам, потокам крови, реальной и выдуманной, льющейся на нас с теле- и киноэкранов. Выходит, зря погиб доверчивый дурачок Никитич, честно поделившийся с зэком и харчом, и табачком со спиртом, и даже старое надежное ружьишко отдавший? Снова отвечает нам Макарыч, надо только внимательней его читать: «Не было ба добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались». А ведь переиграл слабый старик сильного, ладного, ушлого парня! Открытостью и добротой своей переиграл. Вряд ли тот старого охотника позабудет. Таежный тупик – не только сибирская глухомань, это тупик жизни, в который мы себя порой загоняем. Причем – добровольно. Интересен в роли зэка Александр Котелков («Версия»), но пока он лишь обозначает перемены в настроении своего героя. Два ключевых момента спектакля: просит охотника не выдавать его ночным гостям (молит и угрожает одновременно) и "прощается" с Никитичем – еще не стали кульминационными в исполнении молодого  актера. Его Николай не убийца – сидел не за это, он не законченный злодей. Мысль об убийстве приходит к нему внезапно, и нужно ее отыграть. Но даже при незавершенности работы мы увидели внятную историю, рассказанную просто и эмоционально, без каких бы то ни было перехлестов. История, которая чем-то очень сильно нас задевает. А для чего нужен театр, как не для того, чтобы «до сердца дотянуть»?

Остается сказать, что в спектакле заняты также актеры «Балаганчика» Игорь Гладырев и Михаил Юдин, звучит авторская музыка Гладырева , а в самом конце – грустно протяжная казацкая песня.

 

Ирина Крайнова «САРЫТАУН.АРТ», 22.12.2016 г. http://irin-krainov1.livejournal.com/206741.html

 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти