Версия для слабовидящих

"Все страстной игрою в ней дивно полно...". Ирина Крайнова о юбилее Елены Смирновой

"САРЫТАУН. АРТ", 01.02.2017 г. Фото автора.

Как никому подходят эти слова мастеру сцены, худруку театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» Елене Смирновой .

Текст знаменитой арии из «Иоланты» с большой «бородою». Брат Петра Чайковского Модест создавал либретто к опере по пьесе датчанина Херца, переведенной на русский немцем Миллером, переделанной для Малого театра русским драматургом Зотовым. Ничего не случится, если мы позволим себе еще одну редакцию.

Кто может сравниться с Еленой моей,

Сверкающей искрами темных очей,

Как на небе звезды осенних ночей!..

Во-первых, Леночка фантастически красива. Глаза ее, огромные на округлом, словно детском личике, совершенно бездонны, они могут прозрачно светлеть и сильно темнеть, точно море в ясный день и перед надвигающимся штормом. Если присовокупить к ним большой драматический дар, удивительную органику, пластику, неповторимый голос…Понятно, что Смирнова родилась актрисой. Хотя и не сразу поступила в училище. Так случается, и с самыми талантливыми. У каждого набирающего курс свои представления об идеальной актрисе. Зато Елена попадает в самый первый набор будущей народной артистки России, выпускницы культовой актерской школы – школы-студии МХАТА Риммы Беляковой. Римма Ивановна, поздравляя любимую ученицу на юбилейном вечере, вспомнила ее как отличную студентку. Но полно, был ли тот вечер юбилейным? Зрители, набившиеся, как сельди в бочке, в крохотный зал «Балаганчика», услыхали пленительный Еленинголос из-за кулис: "Хочу сегодня пробежаться как по клавишам по своим любимым ролям», – она выбежала на пятачок сцены, маленькая, стройная, подвижная, как девочка, чтобы прочесть страстный цветаевский цикл о Дон Жуане под аккомпанемент волшебных гитар Игоря Гладырева и Владимира Федотова. Какой еще юбилей, какие две «пятерки»?!..

Стихи зачитает и - снова до дрожи!

 Кто с нашей Еленой сравнится?- Кто может?..

Сама себе режиссер вечера (постановщик спектаклей - актриса номер один в театре – руководитель множества театральных студий), Леночка решила , «пробегая по клавишам ролей», партнеров находить себе в зале. Актеры выходили в цивильном, подыгрывая ей то в рассказе «Длинный язык» по Чехову (Владимир Смирнов), то в «Федре» Расина (Александр Котелков и Ирина Короткова). Только управдом из Зощенко (Юрий Лапшин) явился в галифе и характерной фуражке. Елена же, оставаясь в черном вечернем платье, меняла только аксессуары – колье, шаль, зонтик, шляпка, – полностью меняясь внутренне. От неистовой цветаевской испанки – к легковесной чеховской болтушке, и без пауз, на одном дыхании –к скорбной греческой красавице.

Талантливый зритель

Давно примадонну увидел в Смирновой

Сразит она в Федре всех насмерть сурово…

Но вот она уже «аристократка», и презирающая, и побаивающаяся неотесанных управдомов «пролетарского происхождения». Комические роли даются актрисе с той же легкостью, как трагические.

 Она засмеется

 Иль песней зальется, -

И зал захохочет,

замолкнет, захочет

Хоть раз побывать здесь опять…

«Нунчу» Горького Лена поставила со своей ученицей, которая уже окончила театральный институт. Теперь ее юную соперницу играет другая девочка. Сцена – танец, стремительный и волнующий, сцена – бег за уходящей молодостью, сцена – блистательная актерская игра Елены Смирновой.

Она только взглянет,

Как молнией ранит,

 И  зритель заплачет

А как же иначе?!..

Рядом со мной сочувственно утирали слезы взрослые зрительницы. Все вместе это называется «Маски Коломбины», спектакль-бенефис Елены Прекрасной нашей сцены, который она всякий раз начиняет разными отрывками.

Последним в это вечер был Саша Черный  – по его «Солдатским сказкам». Спектакля давно нет в репертуаре, но он так поставлен и так сыгран (здесь к имениннице присоединились замечательные, синтетические артисты «Балаганчика» Игорь Абрамович, Владимир Федотов, Игорь Гладырев, Ирина Короткова), что хоть сейчас в афишу. А уж как актуален сам сказ про дурачка-солдатика, который пытается замирить все воющие стороны перетягиванием каната и щедрым застольем,… слов нет. Такие тут пошли скачки да веселые переплясы, такой лихой, наивный и маленький был солдатик у Елены, что отчего-то снова защемило сердце.

 Быть нежной и хрупкой, да просто - прекрасной.

 Она несравненна, нам всем это ясно…

А потом именинница исполнила одну из своих «мечт» – спела про «Ветер перемен». Нет, она много поет, пляшет, декламирует в литературно-музыкальных спектаклях «Балаганчика». Но вот так, соло, пропела впервые. Второе отделение было, конечно же, поздравительное. Поздравляло городское управление культуры (которому напомнили про обещанное новое помещение театра – чуть ли не в старом тюзе), и городской Дворец творчества юных, и областное Общество слепых и слабовидящих (там и там, Леночка – успешный театральный педагог), ее «сценические дети» разного возраста и калибра, а также их родители, и просто поклонники уникальной виновницы торжества.

Последний подарок на засыпанный благоухающими розами и заставленный роскошными тортами «поздравительный» столик поставила директор театра. Торшер со скрипкой. В ответ на пожелание освоить инструмент к следующему юбилею худрук театра угрожающе пообещала: «Ну, держитесь тогда!»…

Дивный юмор, бьющая через край энергетика, легкость порхающей бабочки – и колоссальный труд за всем этим. Такова плата за Талант.

Все страстной игрою в ней дивно полно,

 Талант опьяняет,

 Талант опьяняет и жжет,

 Как вино....

Ирина Крайнова, с восхищением и любовью

 

*http://irin-krainov1.livejournal.com/214284.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social

 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти